Диагностический инструментарий
Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного становления и развития личности ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Состояния психологической безопасности образовательной среды осуществляется путем систематического мониторинга.
I. Общий уровень психологической безопасности в образовательной организации определяется с помощью анкетирования учащихся, родителей и педагогов по методике И.А. Баевой "Психологическая безопасность в образовательной среде"
II. Степень выраженности данных компонентов в отдельных классах определяется с помощью следующего диагностического инструментария:
Изучение уровня удовлетворенности образовательной средой
определяется по возможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью, рассчитывать на учёт личных проблем и затруднений, на внимание к просьбам и предложениям, на помощь в обучении навыкам принятия решений, возможности участвовать в управлении образовательной организацией (отсутствию страхов, высокой тревожности, чувства несправедливости)
- Проективная методика школьной тревожности А.М, Прихожан _ 1-3 классы
- Методика изучения уровня тревожности школьной жизни Филлипса _ 4-6 классы
- Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (Андреев А.А.)_ 1-7 классы
- Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша_ 7-11 классы
- Диагностика психологических условий школьной образовательной среды (Бадьина Н.П., Афтенко В.Н.)_ для родителей, педагогов, обучающихся 5-11 классов
- Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Степанова Е.Н.)
Изучение уровня психологической защищенности
определяется по состоянию защищенности жизненно важных интересов человека от угроз, источниками которых являются злоумышленные противоправные действия физических лиц и возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав.
- Опросник риска буллинга (Бочавер А.А., Кузнецова В.Б. и др.)_ обучающиеся 3-7 классов
- Анкета "Кибербуллинг"_ обучающиеся 3-11 классов
- Анкета "Школьная безопасность"_ для обучающихся 4-11 классов
- Анкета про учителей _для обучающихся 3-11 классов
- Методика на выявление буллинг-структуры_ для обучающихся 8-11 классов
- Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности (Макаров Ю.А.)_ педагоги
- Методика "Стиль педагогического общения учителей" (Майский А.Б., Ковалева Е.Г.)_ педагоги
- Анкета по определению уровня психологической защищенности образовательной среды (Сакса Л.А.)_ родители
- Диагностика уровня толерантности субъектов образовательного процесса (Ковров В.В.)_ родители, педагоги
Изучение уровня психологической комфортности
определяется по состоянию социально-психологического климата и преобладающему эмоциональному состоянию участников образовательных отношений:
- Методика "Оценка привлекательности классного коллектива" (Истратова О.Н.) _ обучающиеся 1-4 классов
- Методика "Цветные письма"_ обучающиеся 3-11 классов
- Цветовой тест отношений ЦТО (Эткинд А.М.) _ обучающиеся 1-2 классов
- Экспресс-диагностика по изучению социально-психологического климата в учебном коллективе (Михалюк О.С., Шалыто А.Ю.)_ обучающиеся 9-11 классов
III. Выявление обучающихся группы риска
- Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения подростков (Майсак Н.)_ обучающиеся 4-11 классов
- Карта педагогического наблюдения за детьми группы риска (Пермь)
- Социометрический тест Битяновой М._ обучающиеся 1-11 классов
- Схема наблюдения за поведением детей (выявление потенциальных и реальных "жертв" и "агрессоров") _ обучающиеся 1-11 классов